Представьте: в вашем классе будет учиться ребенок с особенностями развития. Какие эмоции вы испытаете, если вам сообщат такую новость?
Сейчас ребят с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) все чаще можно встретить в обычном классе, тогда как раньше родители чаще предпочитали отдавать обучали в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Важно понимать: дети с особенностями развития имеют такие же права на образование, как и дети без нарушений развития. Просто у них есть и особые потребности. У учителей и родителей других детей это может вызвать ряд вопросов: как перестроить образовательный процесс доступно для всех ребят, учесть особенности ребенка с ОВЗ, наладить работу с классом и не допустить травли.
На эти вопросы ответила психолог благотворительного фонда «АиФ.Доброе сердце» Татьяна Кокарева
Какие базовые потребности есть у ребенка с ОВЗ применительно к учебе?
Потребности детей с ОВЗ в школе (в образовательном учреждении) те же, что и у детей, не имеющих нарушений в развитии. Это — потребность в познании, коммуникации и социальной адаптации. Но возможностей у особенных детей ввиду их ограничений по здоровью меньше, чем у нормотипичных детей, и именно на этапе реализации этих потребностей могут быть сложности.
Кроме того, для того, чтобы право на образование ребенка с ОВЗ реализовалось в обычной школе, например, по месту жительства (вариант, предпочтительный для родителей детей с ОВЗ в последние годы), в данном общеобразовательном учреждении должна быть создана адаптивная образовательная среда.
Как поговорить со своим ребенком о том, что у него будет особенный одноклассник?
Разговаривать с ребенком родителю необходимо правдиво, не искажая информацию. Стоит объяснить, что в классе появиться ученик с ОВЗ, рассказать доступным языком об особенностях этого заболевания и причинах его появления, а также обратить внимание на то, что люди бывают разные и нельзя относиться к ним хуже из-за особенностей здоровья.
Одновременно стоит обращать внимание на проявления зависти, агрессии, желание унизить одноклассника с ОВЗ и самоутвердиться за его счет, если таковые имеются у своего ребенка. Эти проявления являются предпосылками буллинга (травли), поэтому данную проблему в классе, важно решать комплексно с привлечением учителя, психолога и при необходимости руководства школы, а также параллельной разъяснительной и информационно-просветительской работой о важности уважительного отношения к ребенку с ОВЗ в школе и дома.
Какие барьеры могут быть у учителя перед приемом в класс такого ребенка и как их преодолеть?
Инклюзивная культура в школах нашей страны еще формируется. И приход в класс особенного ученика для учителя ставит несколько вопросов:
- дополнительная нагрузка по подаче материала и установлению критериев его выполнения и для особенного ученика, и для всего класса (с учетом разнообразия особенностей, учитель не всегда будет обеспечен соответствующими методичками);
- более пристальный контроль за поведением особенного ученика (если есть проблемы с поведением) и других учеников в классе по отношению к особенному ученику, особенно в отсутствие тьютора/помощника.
- сложность взаимодействия с особенным учеником по личным причинам (не все люди могут легко принять физические или психические особенности ребенка).
«Все дело в специалисте. Нужно искать «своего», с которым ребенку будет комфортно, который будет понимать, что ему по силам, давать самое важное, отметая все лишнее. Наш классный руководитель — сама мама особенного ребенка. И она всегда подбирает программу под ребенка в зависимости от того, на что он способен. Если видит, что тяжело писать, то налегают на устные задания. К примеру, год назад для Вани было просто неподъемной задачей выучить правило. Сколько бы ни зубрили – слова вылетали из головы. И было очевидно: дело не в лени. Педагог поняла, что ребенок (его мозг) еще не готов и сделала паузу. Сработало! Сейчас Ваня запоминает правила», — рассказала Елена Клеваева.
Как учителю подготовить самих детей к появлению особенного одноклассника?
Немаловажную роль в успешной адаптации ребенка с ОВЗ к школе будет играть всесторонняя подготовка как самого ребенка к приходу в класс, так и остальных детей в классе, а также их родителей к тому, что в классе будет учиться особенный ученик.
В каждой школе, где учатся особенные дети, важно заниматься формированием инклюзивной культуры. Этому способствуют:
- уроки доброты, формирующие толерантное отношение к людям с особенностями развития;
- творческие фестивали и конкурсы, где особенные дети могут проявить себя наравне с детьми без нарушений развития для развития дружбы между ними;
- создание позитивного образа человека с ОВЗ через совместный просмотр фильмов, спектаклей, чтение книг, которые показывают жизнь людей с особенностями в развитии.
- раскрытие личной истории ребенка с ОВЗ самими родителями или учителем и установлении мини-шефства в классе для особенного ученика.
Какие фильмы показать классу
- Тэмпл Грандин (2010);
- Хороший доктор (2017);
- Перед классом (2008);
- Хокинг (2004);
- Временные трудности (2017);
- Чудо (2017)
Галина, мама Ильи Портного: «В классе Ильи — всего 10 учеников. И ни у кого из них даже мысли не было сказать в адрес Илюши что-то обидное. В этом большая заслуга классного руководителя, которая на корню сразу пресекала любые попытки как пошутить над Ильей, так и проявлять жалость или снисходительность к нему. Первое время со своими выходами в уборную Илья выглядел скорее героем. Не у каждого первоклашки хватит смелости так часто поднимать руку и говорить на весь класс «Можно выйти?». Конечно, все это мешало вести урок. Отвлекался учитель, отвлекался весь класс. И сам Илья пропускал важную информацию во время своего пусть и короткого отсутствия. Поэтому учитель предложила приезжать после уроков. Она индивидуально занималась с Ильей по 2-3 часа.»
Как поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей и нужно ли это делать учителю?
Часто именно из-за отсутствия социальных связей между родителями особенного ребенка могут отвергнуть в классе. Личное негативное отношение родителей других детей к особенному ребенку транслируется в семьях и своим детям. Причина нередко – в недостаточности информации о заболевании и особенностях конкретного ребенка и возникающих в связи с этим страхах и тревоге как это повлияет на их детей.
Что делать учителю? Через информационно-просветительскую работу на родительских собраниях, в родительских чатах изменить негативное отношение к ребенку с особенностями на позитивное (важна информация о самом заболевании, о том как оно повлияло на конкретного ребенка и его развитие, особенности его поведения (если есть), а также информация о том, как включение в класс особенного ученика повлияет на процесс обучения остальных учеников – здесь также может помочь заключение ПМПК).
Мы уверены: образовательный процесс возможно устроить комфортным и интересным для всех ребят, независимо от их возможностей. Кроме того, этот опыт также может обогатить жизнь ребят через познание нового, рост терпимости и сочувствия, а также развитие эмоционального интеллекта.