Некоторые туроператоры по внутреннему туризму стали отказываться от участия в федеральной туристической программе «Больше чем путешествие» (БЧП). Возможно, с этим связаны сбои в предоставлении поездок туристам – победителям президентских конкурсов. О причинах своего решения руководители туркомпаний рассказали редакции TourDom.ru.
Одна из основных – постоплата за туры со стороны государства. Ранее туроператор получал полную стоимость поездки от АНО «БЧП» сразу, до заезда группы. Но осенью условия сотрудничества изменились.
Вадим Волченко: процедуру прохождения Крымского моста значительно усовершенствовали Министр туризма и курортов Крыма – об итогах года и ожиданиях на лето-2024 На выставке «Россия» на ВДНХ 15 декабря прошел День Крыма. Наш корреспондент встретился с министром туризма и курортов республики Вадимом Волченко и обсудил вопросы, которые возникают как у турбизнеса, так и у туристов. HotLine.travel
Теперь туроператор должен внести предоплату поставщикам до начала турпрограммы, а организатор рассчитывается с ним только после того, как тур состоялся, принят отчет и подписан акт выполненных работ.
«Я предприниматель в сфере туризма, не в нефтяной или газовой отрасли, должна вложить в среднем 1 млн руб. собственных средств в один только тур. А у меня их много», – говорит Наталья, руководитель компании, ранее аккредитованной в программе.
Она пояснила, что по новым правилам туроператор может заработать не более 15% от стоимости тура, причем оплату он получит «после всех врат ада через полгода».
Небольшим фирмам, с годовым оборотом 50–60 млн руб., сложно изъять из оборота 1 млн. Поэтому предпринимателю придется брать кредит. Он сможет получить его под 20%, а заработает меньше – всего 15%!
«Это может стать дорогой к банкротству. Люди просто не умеют считать. А возможно, берут кредит для участия в БЧП, чтобы выжить и что-то сделать, у них просто нет другого выхода», – предполагает Наталья.
Чтобы АНО принял отчет, туркомпания должна предоставить «невероятный объем» документов. И это вторая причина, которая отпугивает участников. По словам Антона, директора другого туроператора, отчет только по одной туристической группе занимает три канцелярские папки-агрегатора формата А4. Всего же по первому сезону работы его сотрудники оформили порядка 4 тыс. документов.
Организатор программы имеет право проверять отчет в течение 3 месяцев. Но может и отклонить его, сказав, что не хватает каких-то бумаг или надо что-то переделать. Таким образом, поступление денег со стороны государства оттягивается на длительный срок.
Кроме того, у туроператоров есть финансовые риски и другого рода. Заметный процент туров отменяется: забронировались 70 человек, а приехали 50. Свои фактически понесенные расходы (ФПР) туркомпании должны подтвердить при сверке с АНО: предоставить документы об оплате номеров в отелях и авиа- или ж/д билетов. Иначе деньги за клиентов, не воспользовавшихся туруслугами, придется перечислить обратно.
В последнее время в турфирмах стали получать от «БЧП» требования вернуть деньги за туристов, не прибывших в 2021 и 2022 гг., хотя сверка по бухгалтерии за эти периоды давно прошла. «Сейчас за первый сезон программы (2021 год) нам прислали иск на почти на 2 млн, – говорит Антон. – Часть наших документов они потеряли, часть не принимают. Причем изначально у АНО и не было стандартов по отчетности!»
Очевидно, организаторы федеральной программы не учли, что во внутреннем туризме работают в основном небольшие компании с малым годовым оборотом: предложенные «БЧП» условия оказались для них обременительны.
Ранее TourDom.ru сообщал, что оператор госпрограммы изменил правила сотрудничества с туроператорами: закупки теперь проходят через тендер. Победителя выбирают по соответствию техзаданию и по минимальной стоимости тура. Многие туристы – участники конкурсов, в свою очередь, жаловались, что не могут воспользоваться выигранными путешествиями, так как заезды групп внезапно отменялись. Редакция TouDom.ru 18 декабря предложила прокомментировать причины такой ситуации АНО «БЧП», однако ответ пока не поступил.