Родители, пережившие 9 или 11-е классы своих детей, при упоминании ОГЭ/ЕГЭ нередко закатывают глаза, хватаются за голову или говорят что-то вроде: «Это жесть!» Но есть некоторые способы, как помочь себе и ребенку, чтобы смягчить недели и месяцы перед экзаменами и предотвратить совсем уж нежелательные последствия на психику и здоровье. Мария Климова, психолог, соавтор курса для родителей подростков “Обнимемся, сестра!”, рассказывает, что нужно обеспечить, чтобы дети были всесторонне готовы к экзамену.
Hard skills — «твёрдые» навыки
То есть владение предметом, умение выполнять конкретные типы заданий.
Конечно, это база: не зная предмет достаточно хорошо, ребенок не сможет сдать на желаемый балл. Важно провести анализ текущей ситуации и понять, в каком состоянии сейчас знания выпускника.
Бывает, что школьники из-за страха саботируют подготовку, и обнаружить, насколько ситуация запущена, удается лишь за пару месяцев до конца года. Если знания сейчас далеки от желаемого:
1. Определите точную и достижимую цель: что именно нужно, перейти порог или получить определенное количество баллов?
2. После этого вместе с подростком оцените, что нужно для необходимого минимума в вашем конкретном случае. Сколько примерно времени уйдет на то, чтобы научиться делать то, что пока не получается? Как к этой цели прийти: репетитор, школа, курсы? Сколько раз в неделю?
3. Раздробите задачу на небольшие отрезки, сделайте трекер, где фиксируйте даже малейший прогресс.
Soft skills — «гибкие» навыки
Сюда входит взаимодействие с людьми, работа в условиях неопределённости и др. Это то, что развивалось на протяжении всей жизни ребенка, когда он был в социуме. Если с теми навыками, которые понадобятся на экзамене, есть сложности (например, не хватает гибкости и адаптивности), возможно, имеет смысл несколько раз встретиться с психологом. Например, чтобы неожиданное отклонение от той картины, которая уже сложилась в голове, не выводило школьника из рабочего состояния.
Self skills
Если о предыдущих двух группах навыков вы уже, возможно, слышали, то это понятие — сравнительно новое. Сюда входят: понимание себя, самоорганизация и устойчивость — то, что так нужно и при подготовке и, конечно, при сдаче экзаменов.
Проводились исследования, которые показали, что экзаменационный стресс выше у школьников, которые на ОГЭ и ЕГЭ выполняют задания подряд, и ниже — у тех, кто умеет сначала решить то, в чем они чувствуют себя уверенно. Так что учить нужно не только предмету, но и тактике самой сдачи.
Но, кроме этого, важна и эмоциональная устойчивость подростка. Наверняка, вы слышали истории о том, как умные знающие ребята делали глупейшие ошибки из-за того, что перенервничали, и, будучи блестяще подготовленными, недобирали баллов из-за переживаний.
Поэтому оцените, хорошо ли ваш подросток умеет отслеживать свое состояние: ловит ли признаки утомления — не когда уже с ног падает, а когда только начинает снижаться концентрация? Умеет ли успокаиваться в случае сильной тревоги? Знает ли практики эмоциональной саморегуляции и стресс-менеджмента? Если нет, сейчас есть много инструментов, чтобы освоить это: от консультаций психолога до приложений и даже чат-ботов.
Было бы здорово изучать и практиковать такие инструменты вместе всей семьей: поверьте, когда ребенок уходит на экзамен, а мама десять раз перепроверила, взял ли он черную ручку и паспорт, а потом не можете найти себе места, эти навыки пригодятся и ей тоже. Самые базовые практики осознанности (их еще называют светскими медитациями), включая наблюдение за дыханием и другие, позволят справиться с волнением на уровне физиологии и вернуть спокойствие.
Поддержка педагогов
Здорово, когда есть вера учителей/репетиторов в ребенка и настрой на высокий результат. Возможны две опции:
- Стремимся к плюсу. Хорошо, если у ребенка есть те педагоги, на мнение которых он может опереться, и которые его вдохновляют, чтобы на экзамене ученик выдал лучший результат из возможных. Родители иногда могут помочь в том, чтобы найти именно таких специалистов.
- Стремимся к неминусу. Увы, найдутся ли хорошие преподаватели, еще и вопрос везения, не все тут зависит от родителей. Но если уже точно есть учителя, которые, наоборот, «минусуют» ребенка: снижают его самооценку, лишают веры в свои силы, хорошо бы максимально нейтрализовать их воздействие на него. Например, по возможности, перевести его на очно-заочное обучение / индивидуальный план, уйти на больничный по справке от врача.
Поддержка близких
Хотя подросток может казаться невозмутимым и безразличным, каждому поможет безусловное принятие, совместная подготовка плана Б, обучение стресс-менеджменту.
Важно, чтобы ваша любовь к ребенку не была связана с учебой, и он об этом знал. Подростки чувствительны, мнительны и склонны к преувеличениям. Даже вскользь брошенная фраза может оказаться занозой, повлиять на самооценку ребенка и снизить мотивацию даже к небольшим усилиям. Никто из нас не робот и не святоша, но иногда небольшое напоминание — скажем, в прочитанной статье — помогает избежать резких действий с долгим “эхом”.
Бывает, высокая значимость экзаменов настолько пугает, что буквально парализует школьников. Парадоксально, но совместное продумывание «плана Б» помогает лучше реализовать «план А». Вместе с сыном/дочерью представьте и обсудите самый худший сценарий и поговорите о том, что вы будете делать, если так и произойдет. Вот увидите, станет легче.
И снова здесь пригодится совместное обучение техникам совладания со стрессом: не только ребенку, но и взрослому. Во-первых, чем выше ваша устойчивость, тем лучшей опорой вы будете выпускнику. Во-вторых, чем ниже будет ваша собственная тревожность, тем меньше вы будете дополнительно расшатывать ребенка, который и так неустойчив. В-третьих, само то, что подросток увидит, как вы занимаетесь развитием и его состоянием, уже создаст у него ощущение вашего внимания и поддержки.