Как объяснить ребенку, почему надо мыть руки? Детский психолог Анастасия Баландович рассказывает увлекательные истории, которые помогут ребенку легко усвоить правила безопасного поведения и потренировать навыки, спасающие жизнь.
Снова мыть руки?
Олег пришел из школы в расстроенных чувствах: сегодня за контрольную по математике он получил тройку… И за что?! Ведь он просто, переворачивая страницу тетради, перепутал плюс с минусом! А ведь ход решения был абсолютно верным. И получил красивый ответ. Но самое обидное не это: их учительница, Нина Сергеевна, при написании задания на доске сама ошиблась в знаках, а тройку почему-то получил он! Сколько он ни объяснял ей, что это случайность, она была непреклонна… Успокаивало только одно: пятерок за эту контрольную не получил никто. Вот только они не решили этот пример, а он смог, но красная тройка красовалась в его дневнике, не предвещая ничего хорошего.
Конец четверти совсем близко, а Олег помнил условие отца: если закончит четверть без троек, тот обещал ему купить крутой электросамокат. Мальчик уже в мечтах представлял, как удивятся ребята со двора, когда он выйдет гулять с новеньким блестящим черным самокатом… Но, глядя на свой дневник, понимал: тройку исправить будет сложно, ведь до конца четверти осталось всего ничего…
Да и ребята сегодня ополчились на него в школе за то, что он пропустил гол на физкультуре. Петька из их команды подошел к нему и сказал, что он раззява. Это было очень обидно, ведь мяч пролетел буквально в миллиметре от его руки…
С этими грустными мыслями он пришел домой. Только открыл дверь, как услышал голос мамы:
— Олег, это ты?
— Нет, медведь из леса!
Мама вышла из кухни и укоризненно посмотрела на сына.
— Мам, извини, но ты задала очевидный вопрос. Я хотел пошутить, но, видимо, не получилось. Прости.
— У тебя что-то произошло в школе? Чем ты так расстроен?
— Ничего, все нормально. Отстань.
Мама не стала продолжать разговор, видя плохое настроение Олега, и просто сказала ему:
— Иди мыть руки, обед на столе!
Мальчик обреченно вздохнул и поплелся в ванную комнату. Уже стоя перед раковиной он подумал: «Опять мыть руки… да сколько можно! Они же чистые! Но нет, каждый раз одно и то же… Она считает, что я в земле вожусь, что ли? Что за дурацкое правило?» Олег посмотрел на свои руки, с виду они были чистыми, поэтому, слегка сполоснув их водой, вышел из ванной и направился на кухню.
На столе стоял его нелюбимый овощной суп, и Олег переменился в лице. Мама, заметив это, спросила:
— Что опять не так?
— Суп. Ты же знаешь, что я его терпеть не могу! Эта брокколи, которая плавает в нем, как зеленая каракатица, бр-р-р-р! Можно я лучше бутерброд съем?
— Нет, нельзя! Сначала суп, а потом бутерброд.
Мама в вопросах еды была непреклонна. Олег вроде и понимал, что надо питаться правильно, но именно этот суп доводил его до бешенства. Жуя капусту и какой-то еще овощ, он сказал:
— Мама, я не хочу есть этот суп! Мне надоели эти овощи! А еще… я больше не буду мыть руки! Они чистые! А от того, что я их постоянно мою, у меня уже мозоли! Вот! — он поднял руку и показал на мозоль на среднем пальце… от ручки.
Мама только вздохнула и вышла из кухни.
«Неужели получилось?» —подумал мальчик. Но не тут-то было… Не прошло и пяти минут, как на кухню вошел папа и сказал:
—Что у нас за бунт на корабле?
—На каком корабле, пап? Ты чего?
При виде папы Олег сразу присмирел и уже пожалел о своих резких словах, но было поздно.
— Мама сказала, что ты отказываешься мыть руки.
— Да, мне это надоело.
— Хорошо. Ты поел?
— Да!
— Вставай, одевайся и поехали ко мне на работу. У меня для тебя есть важное дело.
Микробы под микроскопом
Олег обрадовался, что папа не устроил нагоняй, а вот на работу к нему он очень любил ездить! Его папа был ученым, и в его лаборатории было бесконечное множество колбочек, каких-то блестящих приборов, что-то пыхтело над горелкой… Мальчика не покидало ощущение, что он попал в другой мир.
Приехав к папе на работу и войдя в кабинет, Олег осмотрелся: на столе стоял огромный черный микроскоп. Папа подошел к нему и сказал сыну:
— Иди сюда и садись.
Мальчик послушно сел перед прибором. Отец настроил его и сказал:
— Давай посмотрим, есть ли иная жизнь на твоей руке?
— Что?
— Посмотри через микроскоп на свою руку — ты же ее не мыл, когда приехал сюда? Вот и проверим, насколько она чистая!
Мальчик покорно засунул руку под микроскоп и посмотрел, что там: по его пальцу передвигались какие-то маленькие разноцветные и разной формы создания. Их было так много, что сосчитать не представлялось возможным!
— Пап, откуда их столько и кто это?
— Это микробы и бактерии. Пока мы ехали, ты брался за поручни в метро, прикасался к ручкам дверей — вот вся эта армия радостно и переселилась на твои пальцы. А теперь иди помой руки и возвращайся.
Олег послушно отправился в туалет, как следует вымыл руки с мылом и вернулся обратно. Снова сел на стул и посмотрел через микроскоп на свою ладонь: популяция бактерий существенно снизилась, были какие-то единичные особи, одна из которых бодро ползла к краю пальца.
— Пап, а куда они все подевались?
— Испугались тебя!
Папа улыбнулся, а Олег задумался: как же так, ведь с виду его руки и до мытья и после не отличаются, а тут вон как… Почему же он раньше об этом не знал?
— Пап, а можно избавиться ото всех этих ползающих созданий?
— Нет, сын, среди них есть и те, что нам полезны. Без них будет плохо. А вот от вредителей надо избавляться мытьем рук. Теперь ты понял, почему мама всегда напоминает тебе об этом?
— Да, понял, пап. Спасибо!
Всю обратную дорогу они ехали молча. Олег переваривал полученную информацию, а папа незаметно поглядывал на него с ухмылкой. Он уже понял, что эксперимент впечатлил сына.
Зайдя в дом и едва сняв шапку, Олег помчался в ванную и не выходил оттуда несколько минут, а когда вышел, подошел к отцу и сказал:
— Пап, а можно попросить тебя кое о чем?
— Попробуй.
— А подари мне микроскоп?
— Зачем?
— А я буду наблюдать, насколько качественно помыты руки. И твои в том числе. Кстати, а ты помыл их, когда мы приехали, или ходишь и разносишь бактерии по дому?
Папа удивленно взглянул на сына, закашлялся, погладил его по голове и, сказав: «Хорошо, подарю тебе микроскоп», отправился мыть руки. А мама стояла у входа в комнату и старалась скрыть улыбку.
С тех пор вопросов о мытье рук в семье не возникало. Папа подарил Олегу микроскоп, и тот теперь устраивал ежедневную проверку на чистоту рук всей семье. А тройку мальчик исправил, переписав контрольную на «5». И теперь в коридоре стоял красавец-электросамокат.
Если ты пришел с улицы домой, первым делом тщательно помой руки с мылом не менее 20 секунд. Самые загрязненные бактериями и микробами поверхности — это деньги, мобильный телефон и ручки дверей. После мытья рук погибает около 50% болезнетворных микробов.
Задания
1. В течение следующей недели заполни эту таблицу и проверь, как часто ты моешь руки. Если помыл(-а), ставь «+», если несколько раз забыл(-а), отмечай «+/–», если ни разу — «–» напротив события в графе дня:
2. В следующий раз, когда будешь мыть руки, мысленно сосчитай до двадцати — именно столько времени достаточно, чтобы смыть всех болезнетворных микробов. Тщательно мой руки с мылом и считай про себя. Постепенно это войдет в привычку.