Семейное образование (СО) окутано мифами и предрассудками. Но на самом деле многие из них давно потеряли актуальность. Сейчас родители все чаще задумываются о СО, а детей, учащихся вне школы, не отличить от школьников. Эксперт по вопросам СО и организатор АНО ПР СО «Лига семейного образования» Анастасия Колпакова-Калмыкова рассказала о нюансах семейного обучения и о том, как родителям подготовить ребенка и самих себя к новому формату образования.
Чем привлекательно семейное образование? Индивидуальный подход
СО позволяет внедрять индивидуальный подход к обучению, учитывая потребности конкретного ребенка. В школе, где учатся десятки или сотни учеников, создать такие условия практически невозможно.
В домашних условиях родители могут адаптировать учебный материал под способности, особенности мышления и восприятия своего ребенка, что способствует более эффективному усвоению знаний.
Возможность выбрать подходящего педагога
Родители могут заключить договор с онлайн-школой, которая им больше всего понравится, учебным центром, выбрать и нанять частных репетиторов по своему запросу или заниматься с ребенком самостоятельно. Чаще всего родители “смешивают” разные способы.
Развитие самодисциплины
Семейное обучение дает возможность детям самостоятельно распределять свое время. Здесь можно тренировать навыки: отсутствие строгого расписания и непрерывного контроля со стороны учителей позволяет ребенку развивать самодисциплину, ответственность и организованность. Задача родителя при этом — найти баланс, чтобы контролировать учебу, оказывать поддержку и помощь, но и давать достаточно свободы.
Меньше учебных дисциплин
Стандартно учебный план включает в себя обязательные предметы и дополнительные, факультативные. Дети на СО обязаны освоить только первую часть – обязательную. Остальное остается на усмотрение семьи.
Малочисленные классы (группы)
При посещении ребенком учебного центра, классы формируются так, чтобы в них было не более 10-12 человек. Так каждый ребенок получает внимание от преподавателя и имеет возможность проявлять себя на каждом занятии.
Больше практики
Учебные центры, как правило, нацелены закреплять теорию практикой. Проектная деятельность, самостоятельная и групповая работа позволяет не просто зазубрить, но и научиться применять знания в жизни.
Семейное обучение становится популярнее
Если раньше СО большинством людей воспринималось настороженно по сравнению с традиционным посещением школы, то сейчас ситуация изменилась. Современные родители стали больше думать о том, что будет комфортным для ребенка и всей семьи.
Пандемия коронавируса для многих стала переломным моментом: всех перевели на “дистант”, уроки проходили онлайн. И вдруг оказалось, что удаленное образование – не выходящий за рамки нонсенс, но удобный для некоторых детей и их родителей формат.
В это же время активизировались онлайн-школы и частные репетиторы. Появились услуги групповых, индивидуальных занятий, специализированных тематических курсов. Параллельно и увеличилась численность детей на СО.
Еще 10 лет назад чтобы изучить смысл и порядок семейного образования, необходимо было искать специальные книги, находить единомышленников. Родители долгие месяцы обдумывали и взвешивали решение о переходе.
Сейчас информации об СО стало больше, но часто страдает ее качество. Многие стали называть себя экспертами по семейному обучению, при этом их информация противоречива и не всегда отражает истинное положение дел. Поэтому так важна просветительская работа в этой области со стороны тех, кто знает законодательную базу и имеет опыт взаимодействия с СО.
Как перейти на СО?
Люди ошибочно полагают, что домашнее и семейное обучение – это одно и тоже. На самом деле есть принципиальная разница. В первом случае ребенок учится дома по состоянию здоровья. Он все также числится в школе, но учителя приходят к нему домой. Перейти на такой формат по своему желанию нельзя.
Семейное обучение родители могут выбрать сами, если посчитают это целесообразным и полезным для ребенка и с учетом его мнения. Никаких справок от врача и разрешений от школы получать не нужно.
1. Уведомить школу и отчислиться
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наделяет каждого человека правом выбора способа образования. Можно учиться в школе или перейти на семейное обучение (самообразование).
Это значит, что вы не обязаны доказывать учителям и руководству школы, почему хотите перейти на СО.
Нужно написать заявление об отчислении на имя директора. Сделать это можно в любое время (не только по окончании четверти или года). Из школы нужно забрать медкарту, личное дело и данные об успеваемости.
Важно: отчисляться из школы нужно обязательно. Если просто перестать посещать уроки, можно попасть под административную ответственность.
2. Уведомить управление образования
После издания приказа об отчислении в течение 15 дней нужно подать уведомление в соответствующий департамент вашего муниципалитета.
3. Выбрать школу для аттестации
В соответствии с Федеральным законом об образовании, освоение программы должно подтверждаться промежуточной и итоговой аттестацией. Сдавать ее можно после каждой четверти, за учебный год в целом за программу (начальное образование 1-4 класс, 5-9 или среднее образование 10-11 классы) или по модулям.
Для этого необходимо выбрать школу, которая имеет лицензию и аккредитацию, чтобы проводить аттестацию. В школу нужно написать заявление на прохождение аттестации, которая указана в локальных актах школы (четверть, класс, модуль и так далее). Если же вы не согласны с порядком аттестации в школе (школа, например, хочет, чтобы вы сдавали по четвертям), стоит написать заявление на индивидуальный учебный план. Вы вправе указать, что планируете сдавать аттестацию сразу за класс и составить график, когда и в какой период вы хотите сдать аттестацию по каждому из предметов, но не более 1 аттестации в день.
Вы можете выбрать подходящее учебное заведение с учетом удобства, расположения и т.д.
Как организовать учебный процесс?
Итак, вы перешли на СО. Далее у вас есть несколько вариантов прохождения учебной программы:
Общие требования к учебной программе в России определены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Документ можно найти в интернете и использовать для семейного обучения.
Важно грамотно составить расписание. Оно должно быть адаптированным под конкретные условия и возможности семьи. Обязательно определить часы на учебу, занятия спортом, прогулки, свободное время или другие интересующие ребенка сферы.
Младшие дети могут требовать более коротких и структурированных уроков, в то время как подростки чаще бывают способны к продолжительным и самостоятельным занятиям.
Семейное обучение требует от родителей или других членов семьи активного участия и поддержки. Важно создать стимулирующую и поддерживающую среду, в которой ребенок будет мотивирован и заинтересован. Можно включить разнообразные методы, такие как игры, практические задания, проектная работа в группе и т.д.
Социализация ребенка на СО
В народе очень устоялся стереотип о том, что дети на СО не умеют налаживать контакт со сверстниками и, в целом, менее приспособлены к жизни.
Так ли это? Нет, совсем не так. В вопросах социализации много нюансов. Мы можем заметить, что у обычных школьников тоже бывают трудности в общении, проблемы с проявлением себя.
Вопросами социализации нужно заниматься точно так же, как и любым другим аспектом образования и воспитания.
Конечно, если на СО ребенок сидит дома и весь его день – это хождение между письменным столом и диваном, то трудности будут. Но большинство детей на СО живет не так. Они гуляют, посещают кружки и секции, заводят новые знакомства. И порой они это делают охотнее, чем школьники, которые могут уставать от толпы.
У ребенка обязательно должны быть кружки, где развиваются коммуникативные способности, где он учится строить долгосрочную крепкую дружбу, получает опыт споров, ссор и примирения.
Кто чаще всего переходит на СО?
Обычно у семей бывают следующие причины:
- желание или необходимость построить систему обучения с учетом особенностей конкретного ребенка;
- неудобство при посещении школы: проживание вдалеке от школы, частые переезды или путешествия;
- постоянное участие ребенка в спортивных соревнованиях, музыкальных конкурсах, гастролях и т.д.
Чаще всегда переходят на семейное образование семьи, где родители работают удаленно.
Кому не подходит СО?
Когда говорят о недостатках СО, речь идет о детях, которым не подойдет такая форма обучения. Но на самом деле она подходит абсолютно всем детям, но! Не всем родителям.
Не важно, сколько детей в семье, работают ли родители или занимаются детьми. Эффективность СО зависит от взаимоотношений между ребенком и мамой с папой. СО эффективно только тогда, когда между сторонами “взрослый-ребенок” есть понимание, доверие и открытость. Родителю важно не “пережать”, но и не пустить процесс на “самотек”.
На семейное обучение нельзя переходить тем, кто ждет, что ребенок изменится сам, а поведение улучшится, как только он выйдет за порог школы. Нельзя взваливать такую внутреннюю работу на ребенка. Здесь важны только общие усилия и прежде всего – ответственного взрослого.
“Двойки” – это показатель не столько “лени” ученика, сколько проблем во взаимоотношениях.
СО требует от родителей большого желания и энергии. Они должны быть готовы искать подход, мотивировать, поддерживать обновлять свои знания, следить за изменениями в учебных программам.
Семейное обучение может стать отличной альтернативой традиционной школьной системе. При серьезном и ответственном подходе оно дает особенно высокие показатели знаний ребенка, а также укрепляет связи внутри семьи.