Успехи в учебе, двигательная активность ребенка и как это связано с мозжечком. Неврологические проблемы у младшего школьника

Успехи в учебе, двигательная активность ребенка и как это связано с мозжечком. Неврологические проблемы у младшего школьника

Что чувствуют родители школьника на родительском собрании, когда оказывается, что именно у их ребенка проблемы с учебой? Вряд ли много найдется родителей, которые провожая своего ребенка в первый класс, предполагали, что могут возникнуть трудности с самыми простыми вещами: научиться читать, писать, считать, соблюдать правила поведения в школе.

Успехи в учебе, двигательная активность ребенка и как это связано с мозжечком. Неврологические проблемы у младшего школьника
Причина трудностей — неврология

Между тем, детей с трудностями в обучении во всем мире становится все больше. Кто-то склонен винить во всем учителей, кто-то родителей, кто-то самих детей. Но всегда остается открытым вопрос: как помочь ребенку?

Чаще всего, проблемы пытаются решить с помощью дополнительных занятий для ребенка – репетиторов. Но эта стратегия не всегда оказывается успешной. Почему? Потому что причины трудностей в обучении многих детей не психологические, а скорее неврологические. Они заключаются в недостаточном развитии тех областей мозга, которые являются фундаментом для обучения.

Как ни странно, чаще всего трудности с чтением, письмом, вниманием, связаны с недостаточным развитием тех областей нервной системы, которые отвечают за равновесие и координацию движений – это вестибулярный аппарат и мозжечок.

Во всем виноват мозжечок

Мозжечок является важным отделом центральной нервной системы и имеет сложную сеть связей со многими зонами головного мозга, отвечающими за память, внимание, речь и обучение, что подчеркивает его уникальность и многофункциональность. Его влияние выходит далеко за пределы координации движений и моторики, традиционно приписываемых ему функций. Благодаря многочисленным нейронным связям с корой головного мозга и подкорковыми структурами мозжечок активно участвует в процессах обработки информации, регулировке когнитивных задач и формировании новых навыков. Это делает его важным элементом не только для физической активности, но и для интеллектуального развития, процессов памяти, концентрации внимания и языковых навыков.

Ученые долгое время смотрели на мозжечок исключительно с точки зрения управления движениями. Но за последние несколько десятилетий стало понятно, что мозжечок нужен также для речи, чтения, письма, умственной деятельности. Но его развитие начинается с развития движений.

Все начинается с развития движений

Прежде чем ребенок научится сидеть за партой 45 минут и выполнять при этом интенсивную умственную работу, он должен научиться эффективно и координированно двигаться. Еще И.М. Сеченов писал о том, что у человека такой сложный мозг не для того, чтобы думать, а для того, чтобы совершать сложные движения. Мозг каждого человека уникален, потому что он является результатом комбинации генов и жизненного опыта. А опыт у каждого человека свой, но развитие ребенка всегда начинается с того, что он учится выполнять движения. Когда ребенок осваивает новые движения, он укрепляет связи между мозгом и телом, он стимулирует развитие в том числе и «мыслящих» областей своего мозга. Этот процесс продолжается на протяжении всего детства.

Жизненный опыт ребенка во многом зависит от родителей. Возможно, не случайно, увеличение количества детей с трудностями в обучении совпало с изменениями, которые произошли в нашем образе жизни за последние 20-30 лет.

Дети явно стали меньше двигаться, особенно дети, живущие в больших городах. Исчезли традиции дворовых игр, которые были отличным социальным тренингом и инструментом развития вестибулярной системы и мозжечка. В дошкольном возрасте детей теперь дольше возят в колясках. На развивающие занятия отвозят на машинах. Даже в супермаркете ребенок не ходит, а ездит в тележке. А дома планшет, компьютер, телевизор – все это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Плохо только одно: все эти, безусловно, нужные и удобные достижения цивилизации снижают двигательную активность ребенка.

Читайте также:  Почему возникает кризис пенсионного возраста? Чем заняться на пенсии, чтобы жить долго?

Основная трудность многих детей с недостаточным развитием вестибулярной системы и мозжечка состоит в том, что они не могут эффективно думать, если нет возможности двигаться. Именно поэтому проблемы становятся заметны в школе: требований к ребенку больше, а возможностей двигаться меньше.

Что же делать? Понимать естественные механизмы неврологического развития ребенка и пытаться организовать такой жизненный опыт, который будет помогать, а не мешать развитию мозга. Это ответственность родителей.

Понаблюдайте за ребенком

Ваш ребенок младший школьник и у него трудности с учебой? Понаблюдайте, если вы увидите следующие сигналы SOS, то ребенку в первую очередь нужно больше играть на детской площадке или в парке, а не посещать дополнительные занятия с репетиторами.

  • Вам постоянно приходится одергивать ребенка: сиди спокойно, успокойся.
  • Когда ребенок сидит за столом, у него круглая спина или он поддерживает голову руками.
  • Ребенок избегает некоторых видов двигательной активности: например, не хочет учиться кататься на велосипеде или играть в мяч.
  • Неуклюжий, часто натыкается на предметы в комнате, задевает, роняет предметы.
  • Неаккуратно ест, не замечает, что после еды испачкано лицо.

Успехи в учебе, двигательная активность ребенка и как это связано с мозжечком. Неврологические проблемы у младшего школьника

Вам все еще кажется, что дело совершенно не в мозжечке? Данные современных нейроисследований показывают, что мозжечок участвуют в этих сферах жизнедеятельности ребенка:

  • моторика;
  • внимание;
  • язык и речь;
  • эмоции и выражение эмоций;
  • исполнительные функции: когнитивная гибкость, память, тормозный контроль;
  • эмпатия и социальное поведение;
  • чувство времени.

Для того чтобы мозжечок ребенка эффективно развивался, необходимо не менее 2-х часов свободной двигательной активности в день. Занятия в спортивных секциях не могут заменить свободную двигательную активность, потому что ребенок двигается, выполняя задания тренера.

Улучшение работы мозжечка при помощи стимуляции через разнообразную физическую активность создает прочную основу для успешного обучения без необходимости в репетиторах. При этом не только специальные упражнения, такие как танцы, йога или спорт, позитивно влияют на мозжечок, но и спонтанная физическая активность играет важную роль. Прогулки по лесу или парку, дворовые игры у детей, езда на велосипеде и т.п. стимулируют мозжечок, улучшая координацию, равновесие и когнитивные функции. Улучшенная работа мозжечка способствует повышению концентрации внимания, улучшению памяти и более эффективной обработке информации.

Новые исследования в области функций мозжечка представлены в книге «Большая история «маленького мозга»: роль мозжечка в развитии ребенка». Ее презентация состоится в рамках образовательного форума «Пластичность мозга ребенка», который пройдет 7 и 8 сентября в Санкт-Петербурге в четвертый раз.

Источник

Понравилась статья, оставьте комментарий!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *