Если родителям пришлось столкнуться с речевыми нарушениями у ребенка, они задаются разными вопросами: почему это произошло, как можно быстро исправить ситуацию, помогут ли ускорить процесс лекарственные препараты, и что из большого перечня методов основано на доказательной медицине. Об этом мы попросили рассказать клинического психолога, основателя сети логоцентров Анастасию Краминову.
У любых медицинских препаратов всегда есть индивидуальные исследования. Но важно понимать, что провести их очень не просто. Если при ОРВИ уже за неделю можно получить определенную динамику и статистику, то в случае, когда речь идет о заболеваниях центральной нервной системы, очевидно, что клинические испытания должны проводиться намного дольше. Кроме контрольной группы нужна достаточно большая референтная группа, получающая плацебо на протяжении длительного времени.
Клинические рекомендации, основанные на принципах доказательной медицины, ориентированы на всю Россию, а не только на крупные города, где более развито качество медицинских услуг и сфера междисциплинарной помощи. Например, все рекомендации по аутизму прошлого года уже не соответствуют тому, что применяется в Федеральных московских больницах. Возможно, когда появится МКБ 11 (Международная классификация болезней), будет единое представление о том, какие нарушения есть у пациента – неважно взрослый это человек или ребенок. Так что с доказательной медициной все не просто. Пока специалисты даже не знают, как можно объединять специфику заболевания, то есть ее нозологию. И большинство из них придерживается мнения, что если в клинике говорят, что для лечения используются только методы, подтвержденные научными исследованиями, это утопия.
Задержку речевого развития влекут за собой совершенно разные заболевания. И поэтому препараты подбираются индивидуально, а не по принципу –он не говорит, значит, нужна вот эта таблетка. Что может стать причиной речевых нарушений? Как правило, это:
- сбой в работе центральной нервной системы и организма в целом. Например, были проблемы в перинатальном периоде (гипоксия, энцефалопатия и т.д.), постнатальном, в первые месяцы жизни ребенка (например, лечение антибиотиками). К органическим причинам также относится незрелость головного мозга, нарушение биохимии аминокислот и микроэлементов. Иногда даже сложные генетические причины, не имеющие отношения к речи, могут способствовать тому, что нарушаются процессы в ЦНС;
- педагогические причины. Исследования и статистика, которые накоплены годами различными специалистами (логопедами-дефектологами, нейропсихологами, клиническими психологами) говорит о том, что речевые нарушения бывают связаны с педагогической запущенностью. То есть с ребенком просто мало взаимодействуют – не играют в ролевые игры, мало что рассказывают, не занимаются развитием по его возрасту. Все это является причиной того, что у него не развито внимание, мышление, память и, как следствие, речь;
- неправильное прохождение онтогенеза. Развитие мозга циклично и напрямую связано с двигательной активностью. Поэтому если ребенок не прошел или перескочил какие-то этапы развития (ползание или стояние у опоры), могут сформироваться дефициты, которые впоследствии проявляются задержкой речи, эмоциональной нестабильностью и другими синдромами.
Как выбираются препараты?
В каждой группе нозологий используются определенные препараты. Больше всего претензий у родителей, как правило, к группе ноотропов, которые назначаются неврологом. В некоторых клинических исследованиях были приведены данные, что большое количество подобных препаратов не проходят гематоэнцефалический барьер.
Но несмотря на такие данные и опасения родителей, на практике это не подтверждается. И ноотропы действительно работают, помогают справляться со многими проблемами. В клинических рекомендациях написано, что доказательной базы нет. Но можно привести в пример активированный уголь и еще ряд препаратов, которые ее тоже не имеют. Тем не менее, все их пьют и видят эффект. Кроме ноотропов, ребенку могут назначить препараты, способствующие биохимическому обмену, восполнению аминокислот, микроэлементов. Это нужно для того, чтобы волокна покрывались белком миелином, который отвечает за установление правильных связей между нейронами мозга. Могут понадобиться венотоники, ориентированные на венозно-сосудистый отток или приток, в зависимости от заключения врача и результатов узи сосудов головы.
Кто назначает лечение?
Препаратов, которые могут помочь запустить речь – большое количество. Но, конечно, у каждого ребенка сработает определенная группа вместе с комплексным подходом – коррекционной работой, физиопроцедурами. Назначает лечение после осмотра и необходимых обследований невролог. И очень важно, чтобы он специализировался не на так называемой большой неврологии (грубых поражениях мозга, эпилепсии и т.д.), а на организации высших психических функций. И важно, чтобы у этого невролога была практика работы с речевыми задержками, изменениями и дефицитами памяти, мышления, воображения, внимания, поведенческими или эмоционально-волевыми нарушениями.
Что может насторожить родителя?
Когда родители приходят к врачу и прием занимает не 5 минут, а минимум полчаса, это должно вызывать положительные эмоции и уважение. Неврологу очень важно найти причину «поломки». Рассказ, скорее всего, придется начать с первого триместра беременности. Важно все: лежала ли мама на сохранении, была ли отслойка, принимала ли какие-то медицинские препараты, были ли нарушения в гемостазе и т.д. Только сложив паззл от беременности до первого года жизни ребенка, врач сможет приблизительно поставить диагноз. Дальше будут назначены дополнительные исследования – анализы, пробы, УЗИ по необходимости, дополнительные консультации у логопеда и нейропсихолога. Все это позволит понять, что стало первоначальной причиной задержки речи. Поэтому если врач не собирает подробный анамнез и относится к вопросу достаточно поверхностно, это повод проконсультироваться у другого специалиста.
Безопасны ли препараты для ребенка?
Любое медикаментозное лечение – это химические препараты, которые в той или иной степени нагружают наши внутренние органы. Венотоники, ноотропы, аминокислоты и различные сосудистые препараты не являются настолько опасными, чтобы причинить вред ребенку – дозировка и курс лечения продумывается врачом в зависимости от нарушений. Но, конечно, как и любой другой препарат, который необходим, если у ребенка температура, бронхит или отит, они влияют на почки и печень. Если нет серьезных неврологических отклонений, узкие специалисты-неврологи имеют в арсенале более широкий список препаратов, которые помогают вместе с занятиями и физиопроцедурами. Все очень индивидуально.
Когда препараты не нужны?
Если у ребенка нет органических нарушений и он здоров. Когда задержка речи связана с психолого-педагогической причиной, препараты совершенно не нужны. В этом случае ребенку нужна помощь коррекционных специалистов. И если вовремя прийти на консультацию (до 3-3,5 лет), динамика от занятий с логопедом-дефектологом, игровым терапевтом, нейропсихологом, как правило, очень быстрая.
Препараты не назначаются или применяются в меньшем количестве, когда для лечения используются методики физиотерапевтического характера – амплипульстерапия, биоакустическая коррекция, ТОМАТИС-терапия, транскраниальная магнитная стимуляция и другие. Все они имеют доказательную базу и их терапевтическое воздействие в комплексной программе дает максимально эффективный результат.
Конечно, большинство родителей мечтают о результативности лечения за короткий промежуток времени. Точных сроков никто назвать не может — все зависит от того, какие нарушения у ребенка. Волшебных таблеток, увы, нет, но, если известна причина, помочь быстрее намного проще. Правильная комплексная стратегия, выбранная врачом и коррекционными специалистами, позволит ребенку избавляться от дефицитов и развивать свою речь.